Родители могут поиграть со своими детьми в музыкальные игры, игры со звуками, которые помогут детям лучше научиться слушать, различать и производить звуки разной силы и разной окраски, сознательно комбинировать эти свойства звука.
Для игр нужны будут детские музыкальные игрушки и инструменты: колокольчики разных размеров, бубны, барабаны, погремушки, музыкальные молоточки, металлофон, треугольник, дудочки и свистульки. Эти игрушки и инструменты можно купить. Надо обязательно хорошо ознакомиться с ними: как они устроены, что они "умеет".
Хорошо, если у вас дома появятся и различные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие и т.п. предметы:
· банки из-под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, песком, скрепками, пуговицами; шуршащие мет?лки из бумаги, полиэтилена и т.п.;
· погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц пластмассовых и металлических, бусин, косточек, колокольчиков;
· шуршащие при трении друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, стучащие палочки из дерева разных пород;
· сосуды с разным количеством воды;
· перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра, по которым можно ударять;
· нитки и резинки, натянутые по принципу струны так, чтобы ребенок сам мог менять силу их натяжения; свистки и дудочки из глины и дерева.
Занятия с этими звучащими предметами помогут вам открыть для детей хорошо известные предметы с другой стороны. Знакомить со звучащими игрушками нужно постепенно, а не сразу со всеми. Желательно и делать их на глазах у детей.
Попробуйте вместе с детьми послушать звуки разного тембра. Договоритесь, кто будет начинать, обсуждайте поочередно, что вы услышали. Постарайтесь найти слова, чтобы дать характеристику каждому звуку. Например: звонкий, светлый, мягкий, резкий, глухой, темный. Обратите внимание на то, какая игрушка больше всего понравилась вашему ребенку, а потом спросите, почему она понравилась ему.
Экспериментирование со звуками стимулирует познавательное отношение к миру, в том числе и к миру звуков; расширяет способность к различению звучания разных инструментов и предметов и дифференцированию звуков по высоте, интенсивности; развивает мелкую моторику кистей рук; формирует чувство ритма. Всегда нужно помнить, что без творчества невозможно полноценное развитие личности ребенка.
В формировании творческих способностей большое значение имеет музицирование: импровизация в песне и танце, подбор аккомпанемента (сопровождения), сочинение музыки. Наиболее активно творческая музыкальная деятельность ребенка проявляется в пении. А поводом для нее может стать что угодно. Например, вы купили ребенку игрушку, и он запел от радости. Прислушайтесь – слова и музыка собственного сочинения. Песня льется легко и свободно. Это истинное творческое самовыражение, которое надо всячески поощрять.
Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому, не следует огорчаться, если у вашего ребенка нет настроения петь, или ему не хочется танцевать. А если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далеким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи. Не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение, а также ваша поддержка, уверенность, радость от совместных занятий.
ЧЕМ АКТИВНЕЕ ОБЩЕНИЕ ВАШЕГО РЕБЁНКА С МУЗЫКОЙ,
ТЕМ БОЛЕЕ МУЗЫКАЛЬНЫМ ОН СТАНОВИТСЯ.