Многие родители полагают, что их дети говорят быстро, а значит – хорошо, только заикаются при произношении отдельных звуков. Так ли это?
В момент заикания теряется чёткость произношения, из-за ускоренного темпа речи смазываются согласные и гласные, пропускаются отдельные гласные и слова. Ускоренная речь становится отрывистой и малопонятной. Поэтому устраняя заикание, прежде всего, необходимо замедлить быстрый темп речи ребёнка. Это можно достигнуть тогда, когда вся семья включается в речевой режим: все взрослые говорят чётко и неторопливо, ровно и спокойно.
Что такое речевое дыхание?
Речевое дыхание отличается от обычного жизненного дыхания.
Речевое дыхание — это управляемый процесс. Оно характеризуется коротким глубоким вдохом и длительным выдохом, в процессе которого происходит речевое высказывание. Вдох производится ртом в процессе речи, а не носом в отличие от физиологического дыхания. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависят от цели и условия общения.
Можно ли добиться успеха одними речевыми занятиями?
Иногда можно. Особенно эффективно речевые занятия проходят для дошкольников, а также для тех детей, у которых отсутствует болезненная фиксированность на своём дефекте, когда нет выраженных признаков невротизации личности. В целом же необходимо всегда стремиться к совокупности лечебно-педагогического воздействия на заикающегося ребёнка. Лечебно-педагогический комплекс мероприятий, направленный на преодоление заикания, обычно всегда сохраняется, но некоторым отдельным его компонентам придаётся гораздо большее значение.
В каких случаях речевые занятия с заикающимся ребёнком обычно не достигают цели?
Прежде всего, тогда, когда занятия проводятся от случая к случаю, нерегулярно. Отсутствие нерегулярных упражнений мешает выработке новых прочных навыков. Без постепенной перестройки нередко имеющегося неправильного отношения ребёнка к своей речи, к себе, к реакциям окружающих, без коррекционно-воспитательного воздействия на его личность речевые упражнения, как правило, не достигают своей цели.
Речевые занятия, совмещающие цели общеобразовательные и коррекционно-воспитательные, оказываются полезными ребёнку ещё и тем, что подготавливают его к тому, как нужно правильно держать себя и говорить на разных занятиях.
При организации речевых занятий необходимо учитывать также интересы ребёнка. Очень важно продумывать использование различных заданий, приёмов, методов, которые бы в течение всего занятия поддерживали интерес ребёнка, его желание и активность деятельности.
Таким образом, связь речевых упражнений, с общеобразовательными занятиями, интересами и особенностями повседневной деятельности ребёнка подготовят его к тому, как надо правильно говорить в разных условиях, облегчит уму возможность постепенного переноса новых речевых навыков свою деятельность.
Ну, а если всё-таки запинки судорожного характера были, означает ли это, что занятие или просто беседа были проведены впустую?
Здесь следует отметить, что если ребёнок запнулся и сам исправился – отлично. Если взрослый помог исправить неправильность – тоже хорошо, речь осталась неисправленной – плохо! Отговорки, что лучше не обращать внимания на речевые спазмы, чтобы не фиксировать на них внимание ребёнка, несостоятельны. Ребёнок очень хорошо знает, когда он сказал свободно и правильно, а когда – нет. Оставленная же без внимания речь ребёнка свидетельствует о нашей невнимательности, небрежности к речи ребёнка или неискренности. И то и другое подрывает авторитет взрослого в глазах ребёнка, лишает его веры в нашу помощь, а кроме того, мы тем самым нарушаем необходимую систему постоянных тренировок его правильной речи.
Как помочь ребёнку в том случае, когда он всё-таки не сумел сказать свободно? Как устранить его запинку?
Чтобы определённо ответить на этот вопрос, нужно знать речевые возможности ребёнка, уровень сформированных навыков и умений плавной речи, этап работы. На разных этапах работы у разных детей эти возможности будут неодинаковы. Поэтому одному достаточно напомнить, что он должен сказать не спеша, другому достаточно просто повторить сказанную фразу, третьему – предложить сказать совместно, т.е. сопряжённо, четвёртому предложить повторить фразу вслед за вами, т.е. отражённо: «Скажи, ]как я».
Вот примерные замечания, которые может использовать взрослый с целью оказания помощи ребёнку по устранению запинок у ребёнка:
«Ты сейчас правильно сказал?» (Это в том случае, если вы уверены, что ребёнок может сам исправиться, т.е. у него уже сформированы довольно прочные навыки)
«Скажи правильно! Ты можешь!», «Встань спокойно, не напрягайся, скажи песенкой», «Скажи яснее звук а в слове» (или о, у, и, это в тех случаях, когда добиваются опоры на гласные звуки), «Возьми молоточек и ударяй им по словам, говори ясно и выразительно», «Повтори вместе со мной», «Повтори правильно несколько раз, загибая пальчики – видишь, ты сам умеешь говорить хорошо, надо только постараться», «Давай скажем вместе, а теперь ты сам! Видишь, как здорово, когда у тебя получается!»
Это далеко неполный перечень указаний, которые помогут взрослому правильно оказать помощь в устранении запинок в речи ребёнка. Для каждого ребёнка эти замечания будут разными. Одинаковы в них будет только стремление в случае ошибки, речевой запинки у ребёнка, использовать форму речи, которая не будет представлять для него трудностей, с тем, чтобы тут же добиться свободного произнесения фразы.