Памятка родителям заикающихся детей не посещающих коррекционное учреждение.
Первые признаки заикания
Чтобы вовремя помочь своему ребёнку, очень важно не пропустить первые признаки заикания:
Если ребёнок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить – это может длиться от двух часов до суток, после чего ребёнок вновь начинает говорить, но уже заикаясь.
Употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и)
Повторение первых слогов или целых слов в начале предложения.
Остановки в середине слова или фразы.
Наличие в предложении повторяющихся лишних слов типа ну, вот, эта и др., которые могут иметь место, как в начале предложения, так и в середине.
Затруднения перед началом речи.
Знание этих признаков заикания может помочь Вам вовремя заметить «тревожные звоночки» в речи ребёнка и своевременно обратиться к специалистам (неврологу, логопеду, психологу).
Помните: заикание легче предупредить, чем лечить.
При первых же признаках заикания ребенка проконсультируйтесь у врача невролога и логопеда.Переведите на некоторое время ребёнка на домашнее воспитание, временно изолируйте его от коллектива. Если это сделать невозможно, то просто ограничьте общение с детьми.
Особенно важно соблюсти эти рекомендации в самом начале проявления заикания.
- Ограничьте речевое общение ребенка, важно не дать закрепиться дефекту. При этом не нарушайте обычных занятий и игр. Эта мера рекомендуется, чтобы подавить подвижность ребенка и установить телесное и душевное спокойствие.
- Говорите с ребенком медленнее обычного, тихо, ясно и в то же время спокойно и ласково, без гнева, нетерпеливости и крайнего сожаления.
- Если судорожность у ребенка не проходит, он продолжает заикаться, то начинайте говорить с ним шепотом и требуйте такого же ответа от ребёнка. Общаться шепотной речью не так уж и просто как для ребёнка, так и для взрослого, потому что это не естественная речь, взрослый должен постоянно помнить о том, что он должен говорить шёпотом, а ребёнку просто не хочется говорить так или ему просто быстро надоедает такое общение. Поэтому придумайте игровую форму шепотного общения с ребёнком. Обычно в шепотной речи дети говорят без заикания.
- Учите ребенка говорить не спеша. Старайтесь сами говорить не спеша, чтобы ваша речь была образцом для ребёнка.
- Очень полезно пение, поэтому, играя можно тихонько напевать знакомые песенки или, слушая их, подпевать.
- Не показывайте ребенку, что вы обеспокоены тем, как он говорит.
- Не затрагивайте тему о заикании в присутствии ребёнка в разговоре с друзьями, соседями, знакомыми, не произносите слова «заикание», «заика»
- Когда ребенок находится в возбужденном состоянии и хочет что-то вам рассказать, постарайтесь отвлечь его, переведите тему разговора, придумайте способ отвлечь ребёнка, например, сказав: «Подожди, пожалуйста, я сейчас вернусь, и ты мне об этом расскажешь».
- Пока у ребёнка не сформированы навыки плавной речи, не заставляйте его сказать правильно, этим вы только фиксируете внимание ребёнка на неправильной речи. Лучше предложите свой вариант ответа, спокойный, в нужном темпе, давая понять, какой должна быть речь.
- Старайтесь ограничить речь ребенка. Этого можно добиться, если организовать с ребёнком спокойную деятельность: играть в настольные игры, лепить, рисовать, вырезать, конструировать, читать ему знакомые книжки.
- На период коррекции постарайтесь не нагружать ребёнка различными посещениями кружков, секций, ограничьте хождение в гости.
- Постарайтесь ограничивать просмотр телевизионных передач, игры на компьютере или сведите и их до минимума.
Для заикающегося ребёнка очень полезны занятия музыкой и танцами, особенно полезны дополнительные занятия пением. Все эти занятия способствуют развитию чувства темпа и ритма, а занятия пением способствуют развитию правильного речевого дыхания.
Больше гуляйте с ребёнком. Во время прогулок рассказывайте ребёнку что-нибудь, например, что видите вокруг. Обращайте внимание ребёнка на состояние погоды, природы.
Большое значение для ребёнка имеет сон. Укладывайте ребёнка не позднее девяти часов вечера. Старайтесь, чтобы ребёнок обязательно спал днём.
В общем, исключите все то, что мешает охранять покой ребенка, но делайте это не путем резких запретов, а делайте спокойно и осторожно.
Знайте: при заикании у ребенка расстраивается не только функция речи, но и нарушается состояние нервной системы и общего здоровья.
Могут наблюдаться также различные отклонения в развитии личности, общей и речевой моторики. Вот почему необходимо воздействовать не только на речь заикающегося ребенка, но и на его личность и моторику, нервную систему и организм в целом.
Во время коррекции речи ребёнка с заиканием не пренебрегайте советами специалистов: логопеда, невролога, психолога.
Достичь хороших результатов возможно только при условии правильного понимания проблемы родителями, их личной
заинтересованности и тесного сотрудничества со специалистами, а также – желанием и определённым настроем самого ребёнка на устранение недостатков своей речи.
И ещё один совет:
Наберитесь терпения и не расстраивайтесь, если мгновенного результата достичь не удается. Если же улучшения минимальны, не воспринимайте это как трагедию. Внушайте ребёнку уверенность в себе, а также сознательное стремление преодолеть этот недостаток, и тогда адаптация в обществе вызовет меньше трудностей.
О речи детей, страдающих заиканием.
Первоначально развитие речи у заикающихся детей (понимание и
активное пользование ею) чаще всего происходит так же, как и у нормально говорящих сверстников. Заикание, как правило, возникает в период овладения фразовой речью, примерно от двух до четырех лет.
В большинстве случаев заикание наступает постепенно, начинаясь с легкой прерывистости речи по типу физиологических затруднений, сопровождающих переход к фразовой речи. В благоприятных условиях прерывистость речи быстро исчезает, уступая место нормальной регуляции речевого акта. В неблагоприятных условиях прерывистость речи усиливается, переходя в заикание.
Овладевая речью в общении с окружающими людьми, ребенок заимствует сложное содержание и построение речи, которое ему непосильно.Поэтому причиной заикания нередко становится усиленное развитие речи, поощряемое родителями: заучивание и пересказ не по годам сложного речевого материала, ранние выступления при посторонних, воспитание детей без учета особенностей их нервной системы.
Заикание является выражением самых разнообразных затруднений в овладении коммуникативной функцией речи. Оно обычно усиливается в ситуации общения и ослабевает в условиях речи, обращенной к себе, а не к другим. По-разному протекает общение ребенка со взрослыми и детьми, с близкими и незнакомыми, с детьми старше и моложе себя, в коллективе или с единичным собеседником. Вне общения ребенок полностью освобождается от прерывистой речи. Он не заикается в речи без видимого собеседника или с мнимым собеседником, как это бывает в игре, когда ослабевает коммуникативная ответственность.
Проявления заикания связаны с тем, что дети начинают затрудняться в построении речи, не всегда могут быстро и точно подобрать нужные слова, иногда создается впечатление, что в момент высказывания они не могут вспомнить названия некоторых предметов, действий, качеств, хотя имеют достаточный по возрасту запас знаний и представлений. Самостоятельные высказывания детей начинают сопровождаться повтором звуков, слогов, слов, типа: а, ну, вот, как его, также могут сопровождаться паузами при поиске слов. В самостоятельных развернутых высказываниях часто встречаются незаконченные предложения, неточные, приближенные по смыслу ответы на вопросы, часто их рассказы бывают непоследовательными. Подробно описывая малозначащие детали, дети упускают главное содержание мысли.
Некоторые заикающиеся говорят в более быстром темпе по сравнению со своими не заикающимися сверстниками. Довольно часто заикание сопровождается сопутствующими или насильственными движениями (подергиванием век, морганием, постукиванием пальцами, притопыванием и т. д.).
У заикающихся детей отмечаются специфические особенности общего и речевого поведения:
повышенная импульсивность высказывания и в связи с этим недоучет точного содержания речи собеседника,
слабость волевого напряжения, замедленное или опережающее включение в деятельность,
неустойчивость внимания, несобранность, неумение вовремя переключиться с одного объекта на другой. Все это проявляется на фоне быстрой утомляемости, повышенной истощаемости нервной системы и ведет к различного рода ошибкам при выполнении заданий.