Поговорим о важном: ребенок 3-х лет.
материал подготовил Вабищевич Н.П., педагог-психолог
Трехлетний возраст характеризуется как определенный рубеж в развитии ребенка с момента начала его рождения. Поэтому кризис трех лет означает переход от эмоционального контакта (слияния) с жизненно важным человеком – мамой, опекуном, к собственной автономии (самостоятельности) и начинает это осознавать. Потребности этого возраста заключаются – в общении, признании и уважении.
Ребенок выражает свою “отдельность” в желании все делать по-своему. И этот аспект жизненно необходим для благополучного завершения разделения с матерью. В этот период происходит колоссально важный аспект осознания себя как отдельного, самостоятельного человека. При “отделении” от значимых взрослых, ребенок пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.
Детям данного возраста предоставляется возможность действовать не как раньше, под влиянием возникшего сиюминутного желания, а исходить из других, более стабильных и сложных мотивов. Возникает первый акт самостоятельности.
Помимо возникшей необходимости общаться с близкими родственниками, но и со сверстниками. Ребенок учится правилам взаимодействия через обращение внимания на реакции взрослых, так и детей на его поступки.
Если ребенок 3-х летнего возраста начинает ориентироваться и замечать других, то игра, обязательная в этом возрасте как вид деятельности, становится более коллективной. Дети в игре со сверстниками учатся чувствовать и защищать свои личные границы, а также обращать внимание на наличие таких границ у других людей, в противном случае он рискует остаться в одиночестве и скучать. Игра с предметами носит уже какое-то сюжетное наполнение, она становится образно-ролевой. Ребенок примеряет на себя какую-то роль и соответственно действует. Фокусировка внимания в этом возрасте 10-15 минут, потом необходимо переключение на что-то другое, это относится и к игре.
Ребенок начинает активно использовать новые слова. Активно развивается и осваивается речь, для коммуникации с другими. Он может придумывать несуществующие слова, придавая уже известным словам свой особенный личностный смысл.
Внимание непроизвольно. Хотя его устойчивость проявляется по-разному. Трехлетка может заниматься в течении 10-15 минут, но то что прельщает его внимание может, по времени, длиться долго, и ребенок не переключается на что-то еще и не отвлекается.
Память у детей данного возраста непосредственна, непроизвольна и имеет более яркий эмоциональный окрас. Ребенок сохраняет и воспроизводит только ту информацию, которая остается в их памяти без внутренних усилий (легко может заучить стихи и песенки, которые ему нравятся, а также он может из специально предложенных ему 5-7 отдельных слов запомнить не более 2-3). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы, явления запоминаются прочно и надолго.
Мышление 3-летнего ребенка является наглядно-действенным, он решает задачи путем непосредственного действия с предметами (матрешка, пирамидка, кубики и т.д.). В наглядно-действенных задачах ребенок учится соотносить условия с целью, что необходимо для мыслительной деятельности.
Воображение только начинает развиваться, все это происходит в игре. Малыш действует с предметом и изображает на его месте другой: палка вместо лопатки, веревочка вместо удочки, а стул как машина для путешествий и т.д. Взаимодействуя со взрослым продолжает формироваться интерес к книгам и литературных персонажей. Ребенок с удовольствием слушает как новые так и старые понравившейся произведения. При помощи взрослого ребенок называет героев, переживает за добрых персонажей, радуется хорошей концовке. Любит рассматривать иллюстрации и чем иллюстрации ярче, тем лучше так как в этом возрасте формируется восприятие цветов. Соотносит картинку и прочитанный текст. Ребенок пытается “читать” сам, повторяя за взрослым или договаривает отдельные слова, фразы; запоминает простые рифмующиеся строки в небольших стихотворениях.
Что стоит знать родителям детей 3-4 лет:
- Иметь терпение и понимание к проявлениям воли ребенка. Если подавлять волю ребенка, то впоследствии это может привести к пассивности, апатии, зависимости и инфантильности. Дайте ребенку настоять на своем (если это не несет угрозу его жизни и здоровья), даже если этот акт может показаться нелепым и ненужным.
- Помните, что упрямство в этом возрасте – это реакция ребенка, который настаивает на чём-то не потому, что ему этого хочется, а потому, что ему очень важно, чтобы с его мнением считались.
- Необходимо подготовить ребенка к детскому саду или обеспечить ему другую возможность для общения. Чтобы этого достичь надо помочь ему в освоении навыков самообслуживания, заранее, до поступления в детский сад, выработать режим дня, походящий на режим детского сада. Настроить ребенка на позитивное отношение к детскому саду и иметь ввиду что могут возникнуть негативные реакции при расставании. Они естественны, это нормально. Ребенок может и имеет право испытывать горе разлуки и потери привычного ему мира.
- Родители должны помочь ребенку разобрать ситуации возникновения конфликтов в детском саду или на детской площадке. Учить уважать его собственные и чужие личные границы. Для этого важно самим быть примером – уважительно относиться к нему самому и членам вашей семьи.
- Берегите чувства ребенка. Сопереживайте его горю, принимайте его злость, разделяйте с ним радость, чувствуйте когда он устал. Важно не подавлять его эмоциональные реакции, а научить ими правильно обходиться.
- Развитие координации движений (учить прыгать, стоять на одной ноге, играть с мячом) – это один из важнейших аспектов физического развития. Также развивать мелкую моторику (занятие лепкой, шнуровка, складывание пирамидок, конструкторы). Здорово если в доме, где живет ребенок, есть спортивный уголок, где бы он мог отрабатывать физические упражнения.
- Речевые обороты и запасы слов формируются у ребенка главным образом из той речи, которую он слышит в семье. Совместное чтение книг с ребенком, соответствующие его возрасту, очень полезно. Тем самым мы помогаем расширить словарный запас ребенка, разить его образное мышление, создать эмоциональную близость и теплоту в ваших отношениях. Больше говорите с ребенком, обсуждайте события дня, спрашивайте о том, что с ним происходило и терпеливо отвечайте на его вопросы.
Еще хотелось бы коснуться аспекта взаимодействия ребенка с гаджетами. Мы живем в эпоху цифровизации и продукты этой эпохи, к сожалению, заменяют детям реального общения с другим человеком и лишает его эмоционального контакта. Так, смартфоны, планшеты, компьютеры выполняют функцию бэбиситтеров для ребенка и инициаторами этого контакта с техникой являются сами родители. Понятно что мы живем в такое время, где от этого не отказаться, как бы нам не хотелось. Но мы можем давать ребенку взаимодействовать с любимым гаджетом дозированно. Для детей трех лет норма экранного времени составляет 30 минут в день. Если пренебрегать этими рекомендациями, то мы рискуем нанести серьезный ущерб психическому развитию малыша, тем самым создавая самим себе проблемы в будущем.