Педагог-психолог Камчаткина Мария Викторовна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №93 компенсирующего вида 

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 

Педагог-психолог Камчаткина Мария Викторовна

 

 

Значение режима дня будущего первоклассника (скачать)

 

Памятка родителям будущих первоклассников (скачать)  

 

Агрессивные дети: причины поведения, приёмы его коррекции.

Детская агрессия имеет несколько ключевых причин:

·  самоутверждение и привлечение внимания сверстников и друзей; 

·  стремление получить желаемое; 

·  стремление к доминированию; 

·  месть; 

·  защитная реакция; 

·  подчеркивания собственного превосходства с помощью ущемления личности других.

В каждом втором случае детская агрессия – ошибки родителей и взрослых: недостаточное или чрезмерное внимание, нежелание общаться и вникать в проблемы детей, нехватка времени. Более жесткие факторы, формирующие поведение агрессивного ребенка, – суровое авторитарное воспитание или неблагоприятная атмосфера в семье, например, родители постоянно ссорятся и срывают злость на ближайшем окружении.

Одной  из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:

·  Внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;

·  Обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;

·  Организаторские способности;

·  Широта кругозора;

·  Позитивная оценка взрослого и т.д.

·             И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже, отвергают его, то агрессивность, вызванная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т.д. со стороны взрослого.

·                   Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям.
      Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого - неудовлетворенная потребность в общении и любви.

·               Агрессивность может выступать и в форме протеста против запрета каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например, потребности в движении, в активной деятельности. Таким образом, первым шагом в работе с агрессивным ребенком должно стать выяснение возможных причин такого поведения.

 

Причина

Методы коррекции

1. Недостаток двигательной активности, физической нагрузки.

Подвижные игры, спортивные эстафеты, «минутки радости между занятиями»

2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии.

Беседа с родителями, наблюдение за поведением ребенка, совместное включение в сюжетно-ролевые игры, налаживание эмоционального контакта с ребенком.

3. Повышенная тревожность (комплекс несоответствия).

Игры и занятия на снижение тревожности и формирования адекватной самооценки.

4. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье.

Беседа с родителями, направление к психологу.

5. Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки)

Препятствовать появлению в группе таких игрушек или направлять их агрессивный  потенциал в положительное русло: 

 - проигрывать и оговаривать сюжеты положительных мультфильмов и сказок

- ненавязчивые разъяснения поступков действующих лиц давать варианты и образцы    миролюбивых способов общения

- обсуждать книги, предусмотренные программой

- перевод драк в конструктивное     русло: игры в пиратов, похитителей сокровищ

6. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков

- подвижные, сюжетно-ролевые игры на понимание эмоционального состояния;

- психогимнастика, игры на мимическое и пантомимическое самовыражение;

- обучение приёмам саморасслабления.

 

Агрессивный ребенок – что делать?

Во-первых, стоит отказаться от требовательности, граничащей с тиранией – это только усугубит склонность ребенка к агрессии. Требования к ребенку должны быть разумными, соответствующими его возрасту и способностям.

Также стоит проследить за собой: какой пример вы подаете ребенку? Позволяют ли родители ссориться и оскорблять друг друга при нем? В методах воспитания отец и мать должны быть едины и последовательны, чтобы у детей не формировались двойные стандарты.

Что касается реакции на агрессию, то стоит помнить несколько простых правил. Моментальное и жесткое наказание за драку или ругань не даст нужного эффекта: ребенок будет скрывать реакции от родителей, но начнет срывать злость на других. При этом попустительство также недопустимо, ребенок всегда чувствует неуверенность и колебания родителей. 

Профилактика агрессии – это постепенное и планомерное формирование доверительных отношений, теплых и искренних.

 

Рекомендации для воспитателей и родителей по эффективному взаимодействию с детьми с агрессивным поведением.

 

·        В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять, чего добивается ребёнок и почему он это делает.

·        Добивайтесь соблюдения социальных норм и правил с учётом состояния и интересов ребёнка, на основе их целесообразности.

·        Общаясь с ребёнком, оказывая на него воспитательное воздействие, помните о конечной цели ваших действий.

·        Запреты и строгие требования должны касаться лишь жизни и здоровья детей, а также правил общения.

·        Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи  детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкреплённые защитой детей от психического и  физического насилия, - демагогия и опасная практика.

·        Невозможно проявлять доброжелательность избирательно – будьте доброжелательными в отношении всех  детей.

·        Будьте внимательны к нуждам и потребностям ребёнка. Надо осознать, что в действительности агрессивное поведение – это порой лишь отчаянная попытка завоевать своё место под солнцем. Ребёнок не знает, как другим способом можно защитить себя или привлечь к себе внимание. Злость ребёнка не делает его плохим, обычно она – естественное выражение его неудовольствия.

·        Жестокое подавление агрессивности не устраняет это качество, а лишь усиливает его. Если же вовсе не обращать внимание на агрессивные реакции, ребёнок начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки перерастают в привычку действовать агрессивно.

·        Надо понимать, что частые наказания, приказы и запреты заставляют ребёнка подавлять свой гнев, а невыражаемая, постоянно подавляемая агрессия может перейти в аутоагрессию (агрессию по отношению к себе), которая выражается в обкусывании ногтей, получении травм и т.п. , или привести к появлению в характере пассивно-агрессивных черт, выражающихся в желании вывести из себя, расстроить окружающих людей.

·        Стараться контролировать собственные негативные эмоции. Когда ребёнок демонстрирует агрессивное поведение , это вызывает сильные отрицательные эмоции у родителей (раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность). Нужно признать естественность негативных переживаний, понять причину, характер, силу охвативших ребёнка чувств и сохранить с ним добрые конструктивные отношения.

·        Понимать, что когда вы что-то запрещаете ребёнку, он имеет право на последующее выражение злости по этому поводу, так же как и вы – на выражение своей.

·        Обращать внимание на то, как вы и окружающие ребёнка люди выражают злость, осознавая, какие модели выражения  этой эмоции, скорее всего, будет копировать ребёнок.

·        Избегать просмотра телевизионных передач, фильмов агрессивного содержания.

·        Учить ребёнка:

- понимать собственное эмоциональное состояние и чувства других людей;

- сопереживать другим людям;

- выражать гнев, злость приемлемыми способами, ясно и конкретно, а не манипулятивно проявлять своё неудовольствие;

- отстаивать свои личностные границы, не нападая при этом на чужие;

- осознавать ответственность за свои поступки.

Если вы не справляетесь  с агрессивными проявлениями ребёнка, если они проявляются постоянно и приобретают форму жестокости – обязательно обратитесь к специалисту –психологу или психоневрологу.

 

Положительные изменения возможны, только если вы будете последовательными. Важно терпение и внимание к ребёнку, его чувствам, его нуждам и потребностям.

 

12 советов родителям будущих первоклассников от психолога.

 

 

Уважаемые родители!

 

   Совсем скоро ваш ребенок переступит порог школы.

В ваших силах создать в семье именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

 

1. Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого

   Начало школьной жизни — большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось теплое отношение к школе.  Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей. Перелистайте вместе с ребенком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого делает человека сильней и уверенней в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребенка радостным ожиданием.

 

2. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться

   Как правило, дети этого возраста на вопрос: «Как зовут твою маму?» — отвечают: «Мама». Удостоверьтесь, что ваш ребенок помнит свое полное имя, номер телефона, домашний адрес, имена родителей. Это поможет ему в незнакомой ситуации.

 

3. Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи

   Успехи ребенка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать свое рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребенка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши (карандаши придется на первых порах точить пока вам, дорогие родители). Все это как у взрослых, но — личная собственность ребенка! И ответственность за порядок тоже личная, ведь у взрослых так.

 

4. Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе

   Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даются чтение и счет. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать в детский сад. В этой связи вполне объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. «В школу не возьмут...», «Двойки будут    ставить...», «В классе засмеют...» Последствия таких запугиваний всегда плачевны.

  

   5. Не старайтесь быть для ребенка учителем

Стремитесь к поддержанию дружеских отношений. Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомых взрослых.

Вы можете помочь ребенку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома и примите участие в этой игре. Детям очень нравится играть вместе с родителями. Предложите ребенку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр детей и взрослых.  Дайте ребенку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации. Одними учебными занятиями с ребенком этого достичь невозможно.

 

6. Научите ребенка правильно реагировать на неудачи

   Ваш ребенок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше. Помогите ему справиться с разочарованием. Предложите детям сыграть еще разок, но немного измените правила игры. Пусть победителем считается только первый, а все остальные — проигравшие. Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой. После игры обратите внимание ребенка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

 

7. Хорошие манеры ребенка — зеркало семейных отношений

   «Спасибо», «Извините», «Можно ли мне...» должны войти в речь ребенка до школы. Нравоучениями и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды: «Чтобы я больше этого не слышал!», «Вынеси мусор». Превратите их в вежливые просьбы. Ребенок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всем.

 

8. Помогите ребенку обрести чувство уверенности в себе

   Ребенок должен чувствовать себя в любой обстановке так же естественно, как дома. Научите ребенка внимательно относиться к своим нуждам, своевременно и естественно сообщать о них взрослым. На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребенку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи. Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет?» или сам займет очередь к специалисту.

 

9. Приучайте ребенка к самостоятельности в обыденной жизни 

Чем больше ребенок может делать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает. Научите ребенка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застегивать пуговицы и молнии. (Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.) Завязывание бантиков на шнурках ботинок потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, если это будет не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

 

10. Научите ребенка самостоятельно принимать решения

   Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения. Посоветуйтесь с ребенком о меню семейного воскресного обеда. Пусть он сам выбирает себе блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде. Планирование семейного досуга всех членов семьи на выходные дни еще более сложное дело. Приучайте ребенка считаться с интересами семьи и учитывать их в повседневной жизни.

 

11. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком

   Если ребенок помогает вам выпекать праздничный пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы. Продуктовые универсамы — очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребенка. Попросите ребенка положить в корзину: три пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку черного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте. 
Ребенок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол четыре глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите: сколько ложек тебе понадобится?

Ребенок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной. Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребенка на слова-надписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проезжающие мимо машины.

 

12. Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

   Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски осеннего леса. 
Сводите его в зоопарк и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое...

Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Учите ребенка чувствовать. Открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастет в радость учения.

 

 

Уважаемые родители!

 

Если Вы испытываете трудности во взаимоотношениях со своим ребенком и порой не знаете, что с ним и делать, рекомендую вам  следующие книги

*Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком… Как?»

*  Безруких М.М. Готов ли ребенок к школе? 

*  Бардин К.В. Подготовка ребенка к школе. 

*  Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе.

*  Кабанова М.Н. Готовимся к школе.

*  Ковалева Е., Синицына Е. Готовим ребенка к школе. 

*  Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли   ваш ребенок к школе?

 

 

Дата последнего обновления страницы 27.06.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»