Советы музыкального руководителя

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №93 компенсирующего вида 

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

 

Советы музыкального руководителя

 

 

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ КАК ВИДА ИСКУССТВА

В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

 

                                                              Дубро Людмила Ивановна,

                                                     музыкальный руководитель

 

Влияние музыки в развитии творческой деятельности ребёнка  очень велико.Музыка, как и любой другой вид искусства, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего, к активному мышлению. Наряду с художественной литературой, театром, изобразительным искусством она выполняет важнейшую социальную функцию.

 Дошкольное детство - пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного.

Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека? 

 Прежде    всего,    ее      удивительной      возможностью отображать переживания людей в различные моменты жизни. Ликует народ - это выливается в торжественные и радостные звуки музыки; поет солдат в походе - песня придает особо бодрое настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне - печальные звуки помогают выразить горе. Музыка сопровождает человека всю его жизнь.

·       Музыка   объединяет   людей   в   едином  переживании, становится средством общения между ними. Воспринимается как чудо, что музыкальное произведение, созданное одним человеком, вызываем определенный отклик в душе другою.

·         Яркие   художественные   произведения,   выражающие мир больших мыслей и глубоких чувств человека, способны вызвать эмоциональный отклик, воздействовать на эстетическую сторону души, становится источником и средством воспитания.

 ·         Способна ли музыка с одинаковой силой воздействовать на всех слушателей? Разумеется, нет. И в этом ее особенность. Каждый человек по своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому-либо жанру, любимому композитору, отдельному произведению, имея определенный опыт слушателя. Как учатся читать, писать, считать, рисовать, так надо учиться узнавать, оценивать музыку, внимательно слушать, отмечая динамику развития образов, столкновение и борьбу контрастных тем и их завершение. Восприятие слушателя должно следовать за всем ходом развития музыки. Надо учиться постигать этот прекрасный своеобразный язык. Постепенно вырабатывается музыкальный вкус, возникает потребность постоянного общения с музыкой, художественные переживания становятся более тонкими и разнообразными.

 

Одна из самых характерных особенностей музыки - ее воздействие на человека с первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной песенки, ребенок сосредотачивается, затихает. Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщить детей к музыке, сделать ее активным помощником эстетического воспитания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для осуществления всех этих задач явно недостаточно только той работы, которая проводится в детском саду. Эта работа должна находить свое отражение и в семейном кругу. Для этого уже с 3-х 4-х лет необходимо посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание записей новых и уже знакомых музыкальных произведений.

 

 

Такой комплексный подход к музыкальному воспитанию вашего ребенка будет способствовать всестороннему развитию его личности.

Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству - необходимые условия формирования целостной личности.

 

Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей в семье и детском саду.

Эстетическое воспитание направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное; замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.

 

         Развитие певческих способностей детей в семье.

                                                      Горбань Алёна Анатольевна,  

                                                                                    музыкальный руководитель.

 

     Надо ли нам развивать музыкальные способности?  И почему надо учиться петь? И надо ли это всем? И мне? Это каждый решает сам. Но  принимать решения могут взрослые люди, а мы имеем дело с детьми. И приходит ко мне такой ребенок, который смотрит на меня с немым вопросом? А зачем это мне? Я не хочу.…И глядит на меня удивленно. И как мне ему объяснить истины, которые всем известны – что музыка это хорошо? Что петь  - это радость и удовольствие? Не объяснишь… Просто, он сам это поймет, если у него получится. Получится почувствовать вибрацию своего голоса, услышать, что она совпадает с голосами его друзей. И что через все это можно выразить свое настроение, эмоции. И может быть, когда-нибудь, когда у него запоет душа, она запоет вместе с его голосом.                        

           Конечно, как музыкальный руководитель,  я сделаю все возможное, что бы мир музыки, и в частности пения открылся перед ребенком, пришедшим ко мне на занятие.  Но если я  буду действовать  с его родителями единым педагогическим музыкальным фронтом, результат будет выше.  Но как воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье? Как пробудить у него интерес к музыке, эмоциональное отношение к ней, умение не только слышать, но и слушать? Задача эта вполне под силу мамам и папам, бабушкам и  дедушкам, старшим братьям и сестрам ребенка.   Тут не требуется особых музыкальных или педагогических познаний: ведь речь идет не о том, чтобы готовить из малыша музыканта или певца. Достаточно привить ребенку  несложные навыки слушания музыки приобщить к пению в таких пределах, которые доступны каждому человеку.

              Детям доставляет радость, когда  взрослые сами негромко и ласково напевают. Пойте детям перед сном. Каждая мама наверняка знает колыбельные песни. Очень понятны и доступны для исполнения народные мелодии. Для ознакомления с ними можно порекомендовать диск Железновых «Колыбельные» Ритм колыбельной песни, обычно соотнесенный с ритмом дыхания и сердцебиения матери и ребенка, играет важную роль в их душевом единении. При такой внутренней настройке слова, образы песни проникают в глубину души ребенка. Через колыбельную у него формируется потребность в художественном слове, музыке. С колыбельной песней ребенок получает представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений. Для народной культуры характерно стремление дать ребенку основные ценностные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он будет этот мир осваивать сам. Когда ребенок становится постарше, ему поют колыбельные сказочного содержания, в текстах которых решаются новые психологические задачи. Это уже не магическая грань, к которой нельзя приближаться, а граница, которую когда-нибудь придется пересечь, чтобы выйти в мир взрослой жизни. Во многих колыбельных песнях перед ребенком разворачивается перспектива его будущей самостоятельной, взрослой жизни, где он обретет семью, будет работать, и растить собственных детей. Таким образом, колыбельная песня заранее дает ребенку простейшую схему мира, знакомит с главными принципами, которыми должен руководствоваться человек, вступающий в жизнь.

              Слушайте музыку вместе с ребенком, делитесь с ним впечатлениями и настроением, которое создает музыка, вместе двигайтесь под музыку, танцуйте с ребенком. При этом надо тщательно подбирать музыкальный репертуар. Пусть в вашем доме звучит доступная и приятная для вашего ребенка музыка. Не рекомендуется в комнате, где находится ребенок включать на полную мощность радио, магнитофон или проигрыватель. Важно что бы музыка звучала не постоянно, и у ребенка была возможность отдохнуть от эмоций и послушать тишину. Мелодии со словами (песни, арии), воспринимаются легче, чем мелодии без слов. А "живое" пение имеет самое сильное воздействие.

         Не рекомендуется давать ребенку наушники - от такого звука мозг ребенка может получить акустическую травму.  При выборе музыки помните: та музыка, которую слышит ребенок, откладывается в его подсознании и влияет на его будущее.

·        Классическая музыка влияет на человека, придавая жизненных сил, стойкости. Понижает тревожность, вероятность депрессии, раздражительность. Способствует усвоению знаний.

·        Рок, металл, тяжелая музыка усиливает эмоции – и негативные, и позитивные. Рок заряжает энергией, но нарушает внутреннюю уравновешенность, искажает ритмы. Исследования влияния рока на психическую сферу человека показало, что ритм и монотонность большинства произведений имеют негативный последствия.

·        Учеными доказано, что поп музыка негативно влияет на внимательность и память из-за монотонности ритма.

·        Рэп, хип-хоп, согласно исследованиям, вызывает чувство агрессии. Монотонность рэпа может стать причиной раздраженности, злобы, понижения настроения и общего эмоционального тонуса.

·        Блюз благотворно влияет на эмоции, успокаивает, понижает раздражительность.

·        Рэгги считается музыкой хорошего настроения, повышает эмоциональный тонус, не вызывает агрессии и озлобленности.

·        Современная клубная и электронная музыка понижает способность к обучению, негативно влияет на интеллект. В некоторых случаях, повышает раздражительность, напряженность.

·        Музыка в жанре «соул» напоминает о чувствах, часто нагоняет тоску.

·        Народная музыка, фолк – повышает общий эмоциональный тонус, поднимает настроение.

            Посещайте с детьми концерты и музыкальные спектакли. В нашем городе можно не только послушать живую музыку, но и  стать вместе с ребенком участниками  творческого процесса  и совместного музицирования. Такие программы предлагает детский музыкальный лекторий «Пикколо»,  программа Джаз "Вместе с Мамой". Прекрасные концерты для детей предлагает «Капелла»

           Интересуйтесь, чему учат ребёнка на музыкальных занятиях в детском саду. Важно вызывать у него желание и дома петь те песни, которые он учил в детском саду. Интерес родителей к музыкальной деятельности детей в детском саду содействует развитию у ребёнка огромного желания активно принимать участие в этой деятельности, воспитывает любовь и интерес к музыке.

         Не прерывайте резко  пение  вашего ребенка, даже если вы устали, или оно кажется вам резким и непривычным для слуха. Действительно, слишком громкое, крикливое пение может вредно сказаться на слабых детских голосовых связках. Кроме того, оно отрицательно  влияет и на нервную систему детей, создает излишнее возбуждение, утомляет. Но что делать, если ребенок хочет излить избыток энергии не только в движении, но и в звуке, если он сам тянется к музыке и к песне, как  к наиболее доступному и понятному для него музыкальному жанру? Стремление к “песенному творчеству” заслуживает бережного отношения и поддержки со стороны взрослых. Конечно, нельзя допускать, чтобы ребенок срывался на крик.

Нельзя разрешать детям петь на улице в холодную и сырую погоду, потому что это вредно для голосовых связок и может привести к простуде. Но тут важную роль играет деликатность взрослого и умение его перевести активность ребенка в нужное русло, не обижая его.

                “Детство так же невозможно без музыки, как невозможно без игры, без сказки”- говорил В.А Сухомлинский. Поэтому родители должны быть заинтересованы в том, чтобы встреча ребенка с музыкой состоялась вовремя и музыка стала их верным помощником  в деле воспитания ребенка в семье.

 

 По вопросам музыкального воспитания Вы можете обращаться в часы работы (в соответствии с графиком) в музыкальный зал.

 

Просим Вас соблюдать авторские права. 

При использовании в своей педагогической практике материалов, взятых с нашего сайта  ссылайтесь на автора и источник информации

 

Дата последнего обновления страницы 27.06.2017
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»